Общие сведения
Школьной тревожностью называют комплекс понятий, который включает в себя эмоциональное неблагополучие ученика в школе. Тут имеет место взаимодействие с объектами в школьной среде: здание школы, человеческий фактор (ученик – учитель), программа обучения.
Актуальность данной проблемы в следующем:
- тревожность в школе является проявлением школьной дезадаптации;
- она негативно воздействует на все сферы жизнедеятельности ребенка, в том числе на общение со сверстниками и состояние здоровья и психики, как в школе, так и за ее пределами.
При нахождении в постоянном ощущении тревоги происходит закрепление определенных черт характера, наблюдается акцентуация.
Тревожность младших школьников в учебном процессе
Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школьников; рассмотрены особенности тревожности как психологического явления.
Ключевые слова: тревога, страх, тревожность, школьники, стресс, психическое здоровье, учебный процесс.
Теоретические аспекты личностной тревожности рассматриваются в психологической литературе, прежде всего, с точки зрения представления ее как переживание определенной эмоциональной модальности, связанного с мотивами поведения и деятельности. У истоков анализа этого явления стоят такие исследователи, как Дж. Браун, А. Валлон, П. Жане, У. Кеннон, К. Левин, Х. Лиделла, В. М. Мясищева, Н. Миллер, Ж. Пиаже, И. П. Павлов, Г. Селье, Д. Хебб, П. Фресс, Р. Шульц, П. Янг, П. М. Якобсон.
Психоаналитики рассматривают тревожность как явление, возникающее уже в ходе самого процесса рождения и получает дальнейшее развитие под влиянием внешних факторов (Ф. Гринейкр, М. Клейн, К. Майер, О. Ранк, Г. Салливан, К. Хорни, А. Фрейд, О. Фенихель, Н. Фоудор, Э. Фромм, К. Юнг).
В ряде работ раскрываются особенности тревожности у школьников разных возрастных групп (Г. С. Абрамова, Ю. Приходько, Г. Г. Аракелов, И. В. Дубровина, Н. Е. Лисенко, Р. В. Овчарова, Н. Б. Пасинкова, А. М. Прихожан, Е. И. Рогов, В. Юрченко, Е. К. Шотт).
Ю. Приходько и В. Юрченко считают, что тревожность — это склонность человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низкого порога ее возникновения. При этом тревожность может быть личностным образованием, свойством темперамента (так называемая личностная тревожность), а может быть ситуативной, то есть связанной с конкретными обстоятельствами [2, с. 190].
С. Ставицкая отмечает, что тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности, связанной с ожиданием неудач именно в социальном взаимодействии и неблагоприятного развития событий. Тревога может носить как конструктивный (мобилизующая ситуативная тревожность), так и деструктивный (дезорганизующие личностная тревожность) характер [6].
Проведенный анализ литературы показал отсутствие обобщенных исследований сущности, природы, причины и факторов возникновения личностной тревожности у детей младшего школьного возраста.
Начальное образование — это фундамент всего последующего обучения и получения профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в этом возрасте формируются базовые основы личности человека. В это время у ребенка выстраивается эмоциональное отношение к собственной ведущей деятельности, которое отражается в желании соответствовать требованиям учителя и родителей по образу «хорошего ученика». Все это вызывает у ребенка младшего школьного возраста новые переживания, которые, соединяясь с неудачами, могут приобретать негативную окраску, порождая тревогу. Изучение тревожности в контексте учебной деятельности является достаточно актуальным на сегодняшний день вопросом. Это обусловлено как теоретическими, так и практическими запросами.
Также анализ литературных источников показал необходимость выделения тревоги как состояния, и, как более или менее устойчивой черты характера, свойства личности (личностная тревожность); взаимосвязь и различия между страхом, тревожностью и невротическими реакциями; неудовлетворенность основных потребностей ребенка приводит к затяжным фрустраций и конфликтов, которые и становятся основным источником личностной тревожности.
Содержательная сторона личностной тревожности является чертой эмоционального склада личности, обладающей условно-рефлекторной природой. Скорость ее возникновения, закрепления и развития частично определяется индивидуальными и возрастными особенностями ребенка, а также зависит от социальных условий, в которых живет и развивается ребенок, и направленных на нее стихийных и специально организованных (учебно-воспитательных) воздействий.
Личностная тревожность — это интегративное свойство, определяющее склонность индивида к субъективному переживанию таких эмоциональных состояний, как страх, волнение, напряжение.
Она выражается в чувстве неуверенности в себе, беззащитности, беспомощности, бессилия перед реальными объективными или мнимыми (субъективными) внешними или внутренними факторами, содержащими опасность и угрозу самооценке, уровню притязаний, удовлетворению основных потребностей и так далее (или воспринимаются как таковые).
Анализируя сущность понятия «тревожность», ученые делают акценты на разных ее аспектах. Так, С. Л. Рубинштейн определял тревожность как эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неконтролируемого развития событий [5].
По научным взглядам В. К. Вилюнас, тревожность является склонностью человека к торможению [1].
Г. М. Прихожан определяет тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие опасности, проявление недовольства [3].
Тревожность связана с ожиданием социальных и индивидуальных последствий успеха или неудачи. Для младших школьников это, прежде всего, успехи и неудачи в их ведущей деятельности — учении, которая включает межличностные отношения с учителем, одноклассниками, родителями, а также их собственные переживания по поводу уровня притязаний, самооценки, удовлетворенности основных потребностей, какие именно в этом возрасте тесно связаны и преимущественно определяются успешностью взаимодействия с вышеперечисленными субъект — объектными межличностными отношениями и успешностью выполнения деятельности.
В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «качественной» школы, «перспективного» учителя. Такая эмоциональная возбудимость родителей непременно передается детям. И появление тревоги у младших школьников на начальном этапе обучения может быть определенной формой их ответственности перед родителями за проявленную заботу.
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную [4].
Часто причинами повышенной тревожности детей оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка, которого считали «вундеркиндом», воспринимаются родителями как неудачу. Реальные достижения не замечают или не оцениваются достаточно высоко. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность.
Тревожность, как эмоциональное напряжение, создает чувство страха в ситуации проверки знаний, страха несоответствия ожиданиям окружающих, проблемы во взаимоотношениях с учителем и тому подобное.
Страх, как известно, блокирует память, и в состоянии эмоционального напряжения ученик не может быть адекватным. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению результатов, к дезорганизации деятельности, непроизводительного расхода учебного времени, и как следствие, общая успешность обучения, уровень достижений ребенка значительно снижается.
Неуспех порождает тревогу, которая способствует закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится «разорвать этот круг», это ведет к тому, что неуспеваемость становится «хронической». Поэтому важно знать психологическое состояние ребенка, наличие высокой тревожности, поскольку она может быть именно тем негативным фактором, который снижает учебную успеваемость ребенка.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что тревога — это негативно окрашенная эмоция ожидания негативных событий, своеобразный функциональный фон. Тревога как предчувствие опасности является неопределенной и непонятной, может проявляться как беспокойство, как ожидание события любого характера, в котором личность не способна спрогнозировать возможные угрозы и неприятные последствия. Если тревожность будет устойчивой и длительной, то она переходит в качество личности. В таком контексте тревожность определяется как чувствительность к опасности, склонность реагировать эмоцией тревоги.
Тревожная личность проявляет такие выраженные свойства, как мания к порядку, стремление все регламентировать, создает для себя правила и запреты. Таким лицам свойственна особая строгость в суждениях, бережливость и скованность.
Тревожность, имея естественной основой свойства нервной системы, формируется в результате действия социальных и личностных факторов. Поэтому выделяют стойку частичную тревожность в какой-либо сфере (учебной, экзаменационной, межличностной и так далее) и общую, свободно меняющую восприятие человеком объектов в зависимости от изменения их значимости для него [2, с. 190].
В младшем школьном возрасте у девочек и мальчиков наблюдается значительный рост уровня тревожности именно в 1 классе, причем у мальчиков уровень тревожности выше уровеня тревожности девочек, что ученые объясняют большей степенью ответственности последних [1].
Таким образом, анализ писхолого-педагогической литературы показал, что на современном этапе акцент в исследованиях тревожности делается преимущественно на анализ ее как свойства личности, возникающей и развивающейся в нестабильных условиях современности. В ряде работ предлагается система упражнений для ее преодоления. Вместе с тем практически отсутствуют работы, где были бы четко определены психолого-педагогические условия предупреждения, возникновения и преодоления личностной тревожности и, в частности, в начальный период обучения.
Литература:
- Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. — М.: Изд-во МГУ, 1976. -142 с.
- Приходько Ю. А., Юрченко В. И. психологический словарь-справочник. Учебное пособие. Киев: Каравелла, 2012. 328 с.
- Прихожан А. М. Тревожность и страх в младших школьников. Руководство практического психолога / А. М. Прихожан. — Москва, 1995. — 238 с.
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — Москва-Воронеж, 2000. -328 с.
- Рубинштейн Л. С. Проблемы общей психологи / Л. С. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1973. — 424 с.
- Ставицкая С. А. Психолого-педагогические условия преодоления личностной тревожности у детей младшего школьного возраста: Дис…. канд. психол. наук: спец. 19.00.07. Киев, 1999. 242 с.
Возможные причины
Тревожность у детей, которая появляется при хождении в школу, может развиваться под воздействием определенных факторов. К ним относят:
- неподходящее физическое пространство, в котором вынужден находиться ребенок, например, когда стены в школы окрашены в цвет, который вызывает раздражение;
- сильные перегрузки по учебе;
- неоправданные ожидания родителей, оказание давления на ребенка, когда он не достигает нужных высот;
- плохие взаимоотношения с педагогом, непринятие ребенка в школьном коллективе, в частности, сверстниками;
- невозможность ученика осваивать школьную программу;
- необходимость перехода в новый класс, знакомство с новым коллективом.
- Учебные перегрузки достаточно часто влияют на развитие тревожности. Научно доказано, что у детей, которые прозанимались в школе полтора месяца, значительно снижается работоспособность. Вследствие чего и развивается волнение и тревожность. Ребенок также перегружается на протяжении обычной школьной недели, когда имеет место повышенная нагрузка. Считается, что продолжительность урока также влияет на развитие тревожности. Установлено, что первые 30 минут занятия ученик собран, заинтересован, работоспособность на нормальном уровне. В последние 15 минут он уже не может сидеть спокойно.
- Проблемы с освоением программы. Иногда детям трудно освоить материал, который предлагает современная школьная программа. Далеко не каждому ученику под силу выполнить все, что от него требуется в школе. Ситуация может осложняться слишком сложной программой, например, когда ребенка переводят в гимназию или в класс с углубленным изучением определенных предметов. Случаи, когда уровень развития ребенка не соответствует программе. При наличии педагогической некомпетентности у учеников младших классов может иметь место синдром хронической неуспешности.
- Очень часто завышенные требования родителей к успеваемости ребенка вызывают тревожность у отпрыска. Мама с папой хотят видеть в своем сыне или дочери отличника. В ситуации, когда ребенок не может справиться с их ожиданиями, у него появляется тревожность, он переживает, волнуется, понимает, что огорчит своих родителей. У школьника может иметь место внутриличностный конфликт. И хорошо, если ученик способен соответствовать ожиданиям своих родителей, даже если раньше у него что-то не получалось, вытягивает себя, улучшая свои показатели. Но беда в том, что у учителя может сложиться стереотип, что этот ребенок двоечник и он никогда не станет ставить ему отличных оценок, как бы тот не старался.
- Сложные отношения с педагогом также нередко могут влиять на возникновение тревожности. Педагог может оскорблять своих учеников и даже применять физические наказания. Также может использоваться рассуждающий методический стиль ведения занятия, когда учитель одинаково требовательно относится ко всем детям и тем, кто преуспевает в учебе, и к тем, кто является более слабым. Такой педагог нетерпим даже к самым незначительным нарушениям дисциплины, допускаемые ребенком ошибки приводят к оцениванию его личности. В классе у такого учителя дети боятся подходить к доске, отвечать на уроке, бояться совершить ошибку. Также могут иметь место ситуации, когда педагог выделяет одного ученика среди всего класса, отмечает его успешность, указывает на отставание других учеников. Также может иметь место обратная ситуация, когда внимание концентрируется на одном ученике, но при этом его не хвалят, а наоборот оскорбляют и принижают на глазах всего класса.
- Нередко тревожность развивается перед контрольными, экзаменами. Когда на ребенка возложена большая ответственность, он должен показать, как усвоил материал, что осталось у него в голове. Такой ученик будет сильно волноваться, переживать, справится ли он со своей задачей, получит ли нормальную, достойную оценку. Ситуация может усугубляться, если школьника наказывают дома за плохие результаты на уроках, в частности, на контрольных.
- Переход в новую школу может, как придать сил, стать мотиватором для учебы, так и развить тревожность, а иногда и сильный стресс. Когда ребенок попадает в новый коллектив, где вокруг много незнакомых детей, которые между собой уже перезнакомились, он начинает волноваться по поводу того, как его примут. В ситуации, когда дети не воспринимают нового ученика, а если имеет место буллинг в школе, тревожность будет развиваться ускоренными темпами, а желание посещать школу пропадет.
Факторы школьной тревожности
В нашей работе школьная тревожность будет пониматься как специфический вид тревожности, проявляющиеся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющиеся в этом взаимодействии. При этом повышенная школьная тревожность, оказывающая дезорганизующее влияние на учебную деятельность ребенка, может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими вне школы).
Школьная образовательная среда описывается следующими признаками (Ковалев Г. А., 1993):
- физическое пространство, характеризующееся эстетическими особенностями и определяющее возможности пространственных перемещений ребенка;
- человеческие факторы, связанные с характеристиками системы «ученик — учитель — администрация — родители»;
- программа обучения.
Наименьшим «фактором риска» формирования школьной тревожности, безусловно, является первый признак. Дизайн школьного помещения как компонент образовательной среды — это наименее стрессогенный фактор, хотя отдельные исследования показывают, что причиной возникновения школьной тревожности в некоторых случаях могут стать и те или иные школьные помещения (см., например, Панюкова Ю. Г., 2001).
Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. На основе анализа литературы и опыта работы со школьной тревожностью мы выделили несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению. В их число входят:
- учебные перегрузки;
- неспособность учащегося справиться со школьной программой;
- неадекватные ожидания со стороны родителей;
- неблагоприятные отношения с педагогами;
- регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
- смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.
Рассмотрим факторы школьной тревожности подробнее. Учебные перегрузки обусловлены разнообразными сторонами современной системы организации учебного процесса (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988).
Во-первых, они связаны со структурой учебного года. Исследования показывают, что после шести недель активных занятий у детей (прежде всего, младших школьников и подростков) резко снижается уровень работоспособности и возрастает уровень тревожности. Восстановление оптимального для учебной деятельности состояния требует как минимум недельного перерыва. Этому правилу, как показывает практика, не удовлетворяют по меньшей мере три учебных четверти из четырех. Только в последние годы и толькo первоклассники получили привилегию — дополнительные каникулы в середине изматывающе длинной третьей четверти. А для остальных параллелей самая короткая четверть — вторая — длится, как правило, семь недель.
Во-вторых, перегрузки могут вызываться загруженностью ребенка школьными делами в течение учебной недели. Днями с оптимальной учебной работоспособностью являются вторник и среда, затем, начиная с четверга, эффективность учебной деятельности резко снижается. Для полноценного отдыха и восстановления сил ребенку необходим как минимум один полноценный выходной в неделю, когда он может не возвращаться к выполнению домашних заданий и других школьных дел. Установлено, что учащиеся, получающие домашние задания на выходные, характеризуются более высоким уровнем тревожности, чем их сверстники, «Имеющие возможность полностью посвятить воскресенье отдыху.
И, наконец, в-третьих, свой вклад в перегрузки учащихся вносит принятая сейчас длительность урока. Наблюдения за поведением детей в течение урока показывают, что за первые 30 минут урока ребенок отвлекается более чем в три раза меньше, чем за 15 последних. По данным Б. И. Кочубея и Е. В. Новиковой, зависимость между этапом урока и отвлекаемостью детей можно продемонстрировать следующим образом (рис. 4).
Рис. 4. Зависимость между этапом урока и отвлекаемостью детей
Получается, что почти половина всех случаев отвлекаемости приходится на последние 10 минут урока. Тогда же относительно возрастает и уровень школьной тревожности.
Неспособность учащегося справиться со школьной программой может быть вызвана самыми разными причинами:
- повышенным уровнем сложности учебных программ, не соответствующих уровню развития детей, что особенно характерно для столь любимых родителями «престижных школ», где, по данным исследований, дети значительно тревожнее, чем в обычных общеобразовательных школах (Терешкина И. Б., 2000); при этом чем сложнее программа, тем выраженнее дезорганизующее влияние тревожности (Имеад-зе Н. В., 1966; Неймарк М. С, 1961);
- недостаточным уровнем развития высших психических функций учащихся, педагогической запущенностью, недостаточной профессиональной компетентностью учителя, не владеющего навыками подачи материала или педагогического общения и т. д.;
- психологическим синдромом хронической неуспешности, который, как правило, складывается в младшем школьном возрасте; основная особенность психологического профиля такого ребенка — высокая тревожность, вызванная несовпадениями между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка (Венгер А. Л., 2000).
Школьная тревожность и успеваемость.
Связь школьной тревожности с успеваемостью можно проиллюстрировать следующим образом (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988; рис. 5).
Рис. 5. Связь между успеваемостью и тревожностью
Как видно, наиболее «тревожными» детьми являются двоечники и отличники. «Середнячки» в плане успеваемости характеризуются большей эмоциональной устойчивостью по сравнению с теми, кто ориентирован на получение одних «пятерок» или не рассчитывает особенно на оценку выше «тройки».
Неадекватные ожидания со стороны родителей, как уже отмечалось, являются типичной причиной, порождающей у ребенка внутриличностный конфликт, который, в свою очередь, приводит к формированию и закреплению тревожности вообще. В плане школьной тревожности — это, прежде всего, ожидания, касающиесяшкольной успеваемости. Чем более родители ориентированы на достижение ребенком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребенка тревожность, что продемонстрировано в исследовании Б. И. Кочубея и Е. В. Новиковой (1988; рис. 6). Интересно, что учебные успехи ребенка для родителей в подавляющем большинстве случаев выражаются в получаемых ими оценках и измеряются ими. Известно, что сейчас объективность оценивания знаний учащихся подвергается сомнению даже самой педагогикой. Оценка во многом является результатом отношения учителя к ребенку, знания которого в данный момент оцениваются. Поэтому в случае, когда ученик в реальности добивается каких-либо учебных результатов, но учитель стереотипно продолжает ставить ему «двойки» (или «тройки», или «четверки»), не повышая оценки, родители зачастую не оказывают ему эмоциональной поддержки, поскольку просто не имеют представления его о реальных успехах. Тем самым мотивация ребенка, связанная с достижениями в учебной деятельности, не подкрепляется, и может со временем исчезнуть.
Рис. 6. Связь между значимостью успеваемости для родителей и тревожностью.
Неблагоприятные отношения с педагогами как фактор формирования школьной тревожности многослойны.
Во-первых, тревожность может порождаться стилем взаимодействия с учениками, которого придерживается учитель. Даже не беря в расчет такие очевидные случаи, как применение учителем физического насилия, оскорбление детей, можно выделить особенности стиля педагогического взаимодействия, способствующего формированию школьной тревожности. Так, по результатам исследования О. А. Слепичевой, наиболее высокий уровень школьной тревожности демонстрируют дети из классов учителей, исповедующих так называемый «рассуждающе-методический» стиль педагогической деятельности. Этот стиль характеризуется одинаково высокой требовательностью учителя к «сильным» и «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося при высокой методической грамотности. В таких условиях ученики не стремятся выходить к доске, боятся ошибиться при устном ответе и т. д. (Слепичева О. А., 2002).
Во-вторых, формированию тревожности могут способствовать завышенные требования, предъявляемые педагогом к ученикам; эти требования часто не соответствуют возрастным возможностям детей. Интересно, что учителя нередко рассматривают школьную тревожность как положительную характеристику ребенка, которая свидетельствует о его ответственности, исполнительности, заинтересованности в учебе, и специально стараются нагнетать эмоциональную напряженность в учебном процессе, что, на самом деле, дает прямо противоположный эффект.
В-третьих, тревожность может быть вызвана избирательным отношением педагога к конкретному ребенку, прежде всего, связанным с систематическим нарушением этим ребенком правил поведения на уроке. Учитывая, что недисциплинированность в подавляющем большинстве случаев является именно следствием уже сформировавшейся школьной тревожности (Славина А. Н., 1998), постоянное «негативное внимание» со стороны учителя будет способствовать ее фиксации и усилению, подкрепляя тем самым и нежелательные формы поведения ребенка.
Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние школьника, поскольку проверка интеллекта вообще относится к наиболее психологически дискомфортным ситуациям, особенно если эта проверка так или иначе связана с социальным статусом личности. Соображения престижа, стремление к уважению и авторитету в глазах одноклассников, родителей, учителей, желание получить хорошую оценку, оправдывающую затраченные на подготовку усилия, в конечном счете, определяют эмоционально-напряженный характер оценочной ситуации, что подкрепляется тем, что тревожность зачастую сопровождается поиском социально одобрения (Хабирова Е. Р.,2003).
Для некоторых учащихся стрессогенным фактором может являться любой ответ на уроке, в том числе наиболее распространенный ответ «с места». Как правило, это связано с повышенной застенчивостью ребенка, отсутствием необходимых коммуникативных навыков или же с гипертрофированной мотивацией «быть хорошим», «быть умным», «быть лучше всех», «получить «пятерку»», указывающей на конфликтность самооценки и уже сформированную школьную тревожность.
Однако большинство детей испытывает тревожность при более серьезных «проверках» — на контрольных работах или экзаменах. Главной причиной этой тревожности является неопределенность представлений о результате будущей деятельности (Бойко В. В., 1997).
Негативное влияние ситуации проверки знаний прежде всего сказывается на тех учащихся, для которых тревожность является устойчивой личностной особенностью. Этим детям проще сдавать контрольные, экзаменационные и зачетные работы в письменной форме, поскольку таким образом из оценочной ситуации исключается два потенциально стрессогенных компонента — компонент взаимодействия с учителем и компонент «публичности» ответа. Это и понятно: чем выше тревожность, тем труднее даются ситуации, потенциально угрожающие самооценке, тем более вероятен дезорганизующий эффект тревожности.
Однако «экзаменационно-оценочная» тревога возникает и у тех детей, которые не обладают тревожными чертами личности. В этом случае она детерминирована сугубо ситуационными факторами, однако, будучи достаточно интенсивной, также дезорганизует деятельность ученика, не позволяя ему раскрыться на экзамене с лучшей стороны, затрудняя изложение даже хорошо выученного материала.
Смена школьного коллектива сама по себе является мощным стрессогенным фактором, поскольку предполагает необходимость установления новых взаимосвязей с незнакомыми сверстниками, причем результат субъективных усилий не определен, поскольку в основном зависит от других людей (тех учащихся, из которых состоит новый класс). Следовательно, переход из школы в школу (реже — из класса в класс) провоцирует формирование тревожности (прежде всего межличностной). Благополучные отношения с одноклассниками являются важнейшим ресурсом мотивации посещения школы (Дусавицкий А. К., 1996). Отказ посещать школу нередко сопровождается высказываниями типа «а еще в моем классе учатся дураки», «с ними скучно» и т. д. Аналогичный эффект вызывает и непринятие детским коллективом «старичка», которое, как правило, одноклассники связывают с его «ненормальностью»: мешает на уроках, дерзит любимым учителям, ябедничает, ни с кем не общается, считает себя лучше других и т. д.
Характерные признаки
Чувство беспокойства может проявляться при выполнении домашнего задания
- Учитель начинает жаловаться на то, что ребенок невнимательно ведет себя на уроках.
- У сына или дочери пропадает желание посещать школу.
- У ребенка возникают проблемы с выполнением домашних заданий, он постоянно отвлекается.
- Малыш слишком старается, находясь дома, чтобы результат был на «отлично». Переписывает задания по несколько раз. Выполняя домашку, его посещает сильное беспокойство.
- Ребенок стал излишне застенчивым.
- Малыш плохо засыпает, его тревожат ночные кошмары.
- У ребенка усиливается потоотделение, появляются проблемы с пищеварением, часто наблюдаются холодные руки, возможно исчезновение аппетита, головные боли без причины.
- У ученика возникают определенные страхи, родители начинают замечать, что он часто находится в расстроенном состоянии, стал беспокойным, нередко плачет.
- Появилась неуверенность в себе, ребенку сложно браться за новое дело.
- У ученика замечена раздражительность и агрессия без причины.
Диагностика
Учитель должен понаблюдать за учеником, обратить внимание на его состояние на уроках и перемене
Опытный педагог при знакомстве с классом сразу выявит детей, имеющих эмоциональное неблагополучие. Но окончательные выводы должны быть сделаны после определенных наблюдений за конкретным ребенком. Причем наблюдать за ним необходимо, как во время уроков, так и на перемене, в разное время, в разные дни недели.
Для того, чтобы правильно диагностировать наличие тревожности, нужно обратить внимание на присутствие таких признаков:
- сложности с концентрацией внимания;
- беспокойство;
- мышечное напряжение, проявляемое на лице и шее;
- раздражительность.
Тревожность в школьных стенах можно определить при помощи опросника Лаврентьева и Титаренко. При помощи шкалы, которая была разработана Кондашем, удается узнать про школьную тревожность у подростков с 8 по 11 классы. Данный метод также позволяет определить основные причины ситуации.
Способы борьбы
Нередко справиться с ситуацией помогает общение с психологом
Для коррекции тревожности школьника используются такие способы.
- Ролевые игры. Суть этого метода в том, чтобы дети поняли, что учитель является обычным человеком, а не страшным взрослым.
- Педагог общается с учеником, указывая на то, что при прикладывании определенных усилий, ребенок способен добиться больших успехов.
- Ситуация успеха. Ребенку дают задание, которое ему под силу. Он с легкостью с ним справляется, при этом о его результате становится известно всем близким и одноклассникам, что позволяет повысить уверенность в своих силах.
- Участие родителей:
- важно ежедневно хвалить своего отпрыска, рассказывать другим членам семьи о его достижениях;
- недопустимо, чтобы кто-то близкий оскорблял ребенка, указывая на его несостоятельность, унижал его достоинство;
- нельзя требовать от ученика, чтобы он непременно извинился за проступки, лучше просить его объяснить суть своих действий;
- недопустимо угрожать ребенку, что он будет наказан таким способом, который Вы не сможете привести в исполнение;
- родители должны почаще обнимать своего малыша — необходимо понимать, что ласковые прикосновения позволят повысить уверенность в себе, ребенок начнет доверять окружающим и миру;
- не прибегайте к соревнованиям, в которых берут во внимание скорость выполнения;
- не сравнивайте своего малыша с другими детьми, указывая на их превосходство;
- будьте честным со своим сыном или дочерью, не обманывайте;
- станьте примером уверенности, ориентиром в жизни для своего чада;
- принимайте ребенка таким, каким он есть, любить его вместе со всеми недостатками и проблемами;
- необходимо понимать, что со временем тревожность перерастет в панические атаки, ребенок сделает вывод, что необходимо прогуливать уроки — в этом он будет видеть единственное спасение от своих неудач;
- сравнивайте исключительно достижения малыша за сегодня с его былыми успехами, никогда не равняйтесь на других детей;
- не нужно ставить слишком высокие требования к своему сыну или дочери;
- не допускайте частых замечаний, не наказывайте ребенка за каждый проступок.
Когда не получается справиться самостоятельно, необходимо обратиться за помощью к психологу. Для начала можно пойти к школьному специалисту.
- Психолог расскажет, как нужно создавать ситуации успеха, как контролировать нагрузки эмоционального характера, как правильно создать дневной распорядок.
- Будет проведена глубокая психодиагностика.
- Работа с учеником, которая направлена на актуализацию тревоги, символическое уничтожение, выработка новых поведенческих реакций в тревожных ситуациях.
- Если есть необходимость, ребенка определяют в группу, занимающаяся развитием коммуникативных навыков.
Теперь Вы знаете, какой может быть тревожность школьника. Родители должны понимать, что подобное состояние ребенка не позволит ему нормально учиться, сосуществовать в школьном коллективе. Выявив у своего малыша, характерные проявления, не пускайте ситуацию на самотек, сразу приступайте к активным действиям.
Консультация для педагогов Школьная тревожность
Консультация для педагогов
Школьная тревожность
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ
Школьная тревожность
— это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.
Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.
Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению:
- учебные перегрузки;
- неспособность учащегося справиться со школьной программой;
- неадекватные ожидания со стороны родителей;
- неблагоприятные отношения с педагогами;
- регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
- смена школьного коллектива и /или непринятие детским коллективом.
Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.
Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными способами, маскируясь под другие проблемы.
Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя
.
На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.
Нежелание ходить в школу чаще всего возникает из-за недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках — признак школьной тревожности. Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях. Например, ребенок может краснеть (бледнеть), отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой.
ПАРАМЕТРЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Общая тревожность в школе – эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками),
Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.п.
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.
В ЧЕМ ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической организацией школьника, это то что заложено от природы в ребенке. Не в последнюю очередь – важную роль играет особенности воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (например, все нужно знать и делать только на «отлично») Отсюда возникает страх разочаровать родителей, вызвать у них на себя агрессию, порой даже телесное наказание, быть лишенным чего-либо и т.д.
У некоторых детей страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения – учебная тревожность
: например, нужно отвечать на уроке, когда подходишь разговаривать с учителем, не можешь справиться с заданием на уроке, непонимание объяснений учителя, неожиданный вопрос на уроке, учитель задает трудное задание, учитель оценивает работу и т.п. В том числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью.
Следующий момент причины школьной тревожности – это самооценочная тревожность.
Самооценка – это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Немало важную роль играют родители т. к. самооценку закладывают в раннем детстве именно они. Если ребенку говорить: «Ты моя радость», «Ты самый лучший», «Я так рад, что ты у меня есть» и т.д. то в этом случае можно предположить об адекватной самооценки т.е. норме. Если же наоборот говорить: «У всех дети как дети , а ты…», «У тебя все не как у других», «Ты доставляешь мне одни неприятности» в таком случае речь идет о заниженной самооценки вплоть до «самопоедания».
Учащимся с повышенным и высоким уровнем самооценочной тревожности довольно неприятны такие ситуации: сравнивание себя с другими, когда что-то у них не получается, предстоит важное решающее дело (например, контрольная работа), когда приходится сравнивать себя с другими или когда проверяют их способности, оценивается их работа, когда что-то не получается и т.п.
И последний момент причины школьной тревожности – межличностная
тревожность.
Т.е. умение простраивать, взаимодействовать, сотрудничать с одноклассниками, сверстниками.
Детям с повышенным и высоким уровнем межличностной тревожности довольно неприятны следующие ситуации: подойти или пойти в дом к малознакомым людям, ситуации критики и упреков, когда наблюдают во время работы, когда ребята не играют, не дружат с ними, сердятся взрослые непонятно почему, другие ребята смеются во время их ответа на уроке.
Школьная тревожность свойственна детям всех возрастов. Она может проявляться в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.д.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ: КАК ПОМОЧЬ УЧЕНИКАМ ПОЧУВСТВОВАТЬ СВОЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Избежать школьной тревожности можно лишь одним способом – формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит три составляющих. Когда они чувствуют,
1. что могут решать задачи,
2. знают, что могут строить удовлетворяющие обоих отношения с педагогом,
3. вносить свой особый вклад в классный коллектив,
Мы можем направленно повышать уровень «Я могу» с помощью следующих поддерживающих техник:
1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
- Рассказывай об ошибках. Дети часто видят избирательно. Они могут замечать свои собственные ошибки, но не видеть ошибок других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, привлекательнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, если покажет, что каждый делает ошибки, нет людей, которые ошибаются. Задавайте детям вопрос: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важнее научиться не избегать ошибок, а «не наступать дважды на одни и те же грабли».
- Показывайте ценность ошибки как попытки. Например: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться», «Эта ошибка – не такая уж большая беда. Наконец, если бы ты не делал ошибок, я потеряла бы свою работу!»
2. Формируйте веру в успех.
- Подчеркивайте любые улучшения. Обычно учитель ждет, когда сложная задача будет решена учеником безошибочно, тогда он похвалит его. Однако, с такой установкой ждать придется долго. А что если вместо этого замечать каждый маленький шаг вперед?
- Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Каждый ученик имеет какие-то силы, неважно насколько скрытые. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради. Все ученики хотят и готовы слышать о своих сильных сторонах часто и подробно.
- Демонстрируйте веру в своих учеников. Если вы можете искренне демонстрировать веру в способности своих учеников, вы предадите им больше силы, чем любые отметки. Комментарии типа: «Ты сможешь это подтянуть», «Ты из тех учеников, которые это могут сделать» или «я знаю, что ты сможешь это сделать» – отражают вашу веру в учеников.
- Признайте трудность ваших заданий. Многие ученики, особенно избегающие неудач, воспринимают любую новую задачу, как трудную. Признайте, что они правы: «Я знаю, это трудное задание. Имей это в виду. Но я уверен, что ты справишься с ним». Когда же ученик действует успешно, выполняя задание, названное вами «трудным», его самоуважение здорово вырастает.
3. Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах.
Единственный безопасный путь, который мотивирует детей к достижениям, снижает их тревожность – это подчеркивание всего того, что они делают верно. Успех рождает успех, поэтому учитель должен подчеркивать прошлые достижения, чтобы содействовать продолжению успеха.
4. Признание достижений.
- Аплодисменты. Аплодисменты не означают, что вы должны хлопать в ладоши. Просто смысл их: «Здорово! Ты сделал это!» Он должен быть выражен с очевидным энтузиазмом.
- Выставки. Достижения учеников – сочинения, рисунки, доклады – можно вывешивать на доску, на стенд.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость.
- Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
- Доверяйте ребёнку, будьте с ним честным и принимайте его таким, какой он есть.
- Чаще используйте упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
- Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
- Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Если ему с трудом даётся какой-то учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
- Старайтесь делать ребёнку меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
- Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.
Работа с тревожными детьми занимает достаточно длительное время. Рекомендуется проводить работу по 3-м основным направлениям: повышение самооценки, обучение саморегуляции в конкретных наиболее волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения.
ПРИМЕРЫ РАБОТЫ:
Повышение самооценки.
Необходимо ежедневно фиксировать информацию о результатах и достижениях ребёнка, которыми можно гордиться. Это могут быть даже самые незначительные изменения в лучшую сторону. В дальнейшем фиксацию можно поручить самому ребёнку, воспитывая у него положительное самопринятие и адекватную самооценку. Полезно систематически сообщать о достижениях ребёнка его родителям.
Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в играх и мероприятиях, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей.
Обучение саморегуляции.
Можно предложить ребёнку в наиболее волнующих его ситуациях использовать следующие несложные способы снятия напряжения: 1)передышка – короткий вдох (считать до 5), длинный выдох (считать до 7); 2)повторение простых утверждений (я спокоен, хладнокровен, собран, я чувствую себя хорошо, у меня всё получится и т.п.); 3)отвлечение внимания (необходимо сконцентрировать внимание на нейтральном предмете, можно перечислить свои положительные качества и привести их примеры).
Мышечное расслабление.
Снятие напряжения в 12 точках: движения глазами, широко зевнуть, покрутить шеей, поднять и опустить плечи, расслабить и поводить запястьями, сжать и разжать кулаки, 3 глубоких вдоха, прогнуться в позвоночнике, напрячь и расслабить икры ног, покрутить ступнями, сжать и расслабить пальцы ног.